2:44
Автор: Рубрика: События Комментариев нет

Выставка «Николай Рерих. Пути благословения»

18 мая. Сегодня посетил выставку «Николай Рерих. Пути благословения», где представлены 43 копии с авторских оригиналов великого художника. Картины подарены Донецкому художественному музею Государственным музеем Востока (Москва). Так сложилось, что благодаря стараниям Института Культуры при Донецком Национальном Техническом Университете, уже 4-ю весну подряд мне удается приобщиться к загадочному художественному наследию Николая Константиновича.

Рерих изображал святых, пророков, реальных исторических личностей и мифических персонажей, воспроизводил на холсте отрывки из летописей и эпосов многих народов. Безусловно, каждый, кому не безразлично духовное стяжательство, поиск прекрасного, гармоничное сосуществование с миром, обнаружат, ощутят в живописи необычайного художника новые формы, импульсы, силы.

Хочу поделиться фотографиями холстов, которые меня наиболее впечатлили. Под каждой картиной, как и в художественном музее, прилагаю описание, чтобы лучше узнать о сюжетах и замыслах автора.

Уделим же время возвышенным образам вместе!

Голос Монголии. 1937. Холст, темпера

Голос Монголии. 1937. Холст, темпера

В картине, изображая бытовой эпизод из жизни монголов-кочевников – встречи или прощания всадника с пешим, – Рерих помещает его в экспрессивную атмосферу восхода солнца, и этим придает событию эпический размах.

«Великое синее небо, покровитель Чингисхана.

  Уж так широка пустыня Монгольская! Уж так необъятна степь! Уж так несчетны горы, холмы, гребни, буераки и складки, где захоронена слава!..

Словно вымерла пустыня. Но скачут всадники в ярких кафтанах, в желтых курмах и красноверхих шапках. Серебром выложены сёдла, не служили ли они и при Чингисхане?»

Н.К. Рерих

Искандер и отшельник, 1938 Холст, темпера.

Искандер и отшельник. 1938. Холст, темпера

Полководец Александр Македонский, известный в мусульманской традиции как Искандер Двурогий, перед началом своих завоеваний посетил философа Диогена из Синопы. В самом конце великого похода на Восток, в гималайской долине Кулу, царь-полководец встретился с отшельником, носителем духовной мудрости Индии.

Здесь сила обращается к мудрости – необходимость такого диалога и подчёркивает художник. О готовности великого завоевателя к восприятию культуры покорённых стран говорит его восточный костюм.

«Старинное место Наггар. Берега Беаса связаны с Риши Виасой, собирателем Махабхараты, и с Александром Великим, войско которого не пошло дальше этой горной речки. Здесь проходили и Будда и Падмасамбхава, здесь жил Арджуна и другие Пандавы… Древняя Кулута!..»

Н.К. Рерих

Философ. Тишина.1940. Холст, темпера.

Философ. Тишина. 1940. Холст, темпера

На картине, одинокий путник ночью в полнолуние идет горной тропой. Бесформенная свободная белая накидка, широкополая соломенная шляпа и свиток в руке говорят о том, что это чань-буддийский монах. А густая окладистая борода, крупные грубые черты лица и полная Луна над головой безусловно выдают в нем знаменитого Бодхидхарму (V-VI вв), 28-го патриарха буддизма в Индии и первого патриарха чань-буддизма (от санскритского «дхьяна» – созерцание, медитация) в Китае, известного также по прозванию Бородатый Варвар.

Картина предлагает задуматься о тишине, в которой растворена гармония высшего знания во всей его полноте, и о том одиночестве, в котором заключен философский смысл глубинного познания.

Искушение Христа. 1933. Искушение Христа. 1933. Холст, темпера

Искушение Христа. 1933. Холст, темпера

Рерих пишет ряд произведений с наиболее символичными сценами из жизни Христа, обращаясь при этом к православной иконографии. Так в 1933 году он пишет диптих «Искушение Христа» и «Сошествие в Ад».

Сюжет искушения Христа подробно описан евангелистами. Сразу после крещения Иисуса, ставшего актом Богоявления, Сатана пытается соблазнить его, обращаясь к человеческой природе Спасителя. Враг рода человеческого трижды подступается к нему, и всякий раз терпит неудачу. На картине изображен момент искушения гордыней, когда Сатана предлагает Христу броситься вниз с высокой горы с тем, чтобы его подхватили ангелы, а тот отвечает краткой заповедью: «Не искушай Господа Бога твоего».

Зороастр. 1931. Холст, темпера.

Зороастр. 1931. Холст, темпера

Зороастр – персидский пророк (сер.1 тыс. до н.э.), который реформировал конгломерат раннеиранских религиозных верований и создал современный маздеизм, известный также как зороастризм. Это дуалистическое учение о борьбе верховного благого бога Ахура-мазды со своим антиподом – богом зла Ангра-манью. Центральное место в его обрядности занимает поклонение огню, как самой «тонкой», высокой и всеочистительной стихии физического мироздания. В Европе в эпоху просвещения это учение стало синонимом высшей мудрости. Зороастр стал одним из героев масонской мифологии. Именно в этом качестве – наделенного тайным знанием пророка и мага, соединяющего земной огонь из ритуальной чаши с небесным пламенем солнечного восхода, – изобразил его художник.

«В культах Зороастра изображается чаша с пламенем… В индийских раскопках эпохи Чандрагупты Маурьи видим тоже самое, мощно стилизованное. Сергий Радонежский, трудясь над просвещением России, приобщался от пламенеющей чаши. На тибетских изображениях бодхисатвы держат чашу, процветшую языками огня. Помним чашу друидов. Горела чаща Грааля… Язык чистого огня!»

Н.К. Рерих

Отшельник. (Неведомый старик). 1941 Холст, темпера

Отшельник. (Неведомый старик). 1941. Холст, темпера

В картине Рерих раскрывает вариант подхода к уединенному подвижничеству на лоне Матери-Природы – стремление к самопознанию. Этот человек идет сосредоточенно-созерцательным путем самопогружения, в себе самом открывая богатейший мир, целый океан Сознания, и воссоединяя свою личность с собственным Духом, собственным Высшим Я. Он тоже давно слился с окружающей природой, но тело не тянется ввысь, и взор не устремлен к небу, а погружен во внутрь.

Ярослав Мудрый. 1942. Холст, темпера

Ярослав Мудрый. 1942. Холст, темпера

Среди многочисленных афористичных высказываний Рериха, наибольшую известность получил тот, что стал главным девизом его жизни: «Мир через Культуру». Именно о нем, как о главном созидательном принципе, он призывает помнить все человечество даже посреди любых бедствий.

В период разрушительной мировой войны наряду с героическими и апокалипсическими полотнами, художник создает светлые и созидательные произведения. Одно из них – «Ярослав Мудрый». Великий киевский князь, строитель государственного и культурного процветания Руси, с открытой книгой, листом бумаги и письменными принадлежностями в руках. За окном разливается золотой рассвет, освещающий уже почти завершенное здание возводимого Ярославом центрального храма страны, посвященного Святой Софии Премудрости Божией.

« Заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Златая Врата. Заложи же и церковь святые Софья, митрополью и посеем, церковь на Золотых Воротах святое Богородице Благовещенье, посеем святого Георгия Монастырь и святые Ирины. Вот первое яркое свидетельство летописи об искусстве. Владимир сдвигал массы, Ярослав сложил их во храм и возрадовался об искусстве. Этот момент для старого искусства памятен».

Н.К. Рерих

Стражи ночи. 1940. Холст, темпера

Стражи ночи. 1940. Холст, темпера

Предания и поверья говорят о том, что легендарное Братство строго хранит подходы к своей обители от всех любопытствующих. Устрашающие миражи и ядовитые газы, монстрообразные «снежные люди» и заступающие дорогу благообразные стражи… всё встает на пути незваных гостей. В разных произведениях Рерих создает разнообразные облики такой охраны святых мест. В картине «Стражи ночи» (1940) он обрамляет тропу в священную страну скалами, которым придает антропоморфные образы стражей скрытого пути, доступного лишь посвященным в его тайну.

Свет Небесный. 1931. Холст, темпера

Свет Небесный. 1931. Холст, темпера

В 1931 году художник обратился к образу Махатмы Мории, написав триптих «Fiat Rex» (лат., «Да будет Владыка»). Тогда же он создал дополнительный вариант центральной его части под названием «Свет Небесный» с фигурой Сергия Радонежского, который считал одним из земных воплощений Махатмы Мории.

«Блаженный служил Божественную литургию, экклесиархом же был ученик Преподобного Симон. Этот Симон имел чудесное видение – огонь, ходящий по святому престолу, озаряющий алтарь и окружающий со всех сторон Святую Трапезу. Когда Преподобный хотел причаститься, то Божественный Огонь свился, как некая пелена, и вошел в святой потир, и им Преподобный причастился».

 Епифаний Премудрый. «Житие Преподобного Сергия Радонежского»

«Преподобный приобщался от пламенной чаши. Преподобному послужил Пламенный. В этой благодатной пламенности, в этом благом огне творящем, дошел до нас облик Святого Сергия…

В этом языке пламенном, в огне сердца, сойдемся мы, и забыв темноту дня вчерашнего, устремимся совместно к свету.

Свет один, также как и тьма одна, и при внесении света, тьма рассеивается.

Да поможет нам Преподобный приобщиться к единому великому Свету».

Н.К. Рерих

Брамапутра. 1945. Холст, темпера

Брамапутра. 1945. Холст, темпера

Особое место в представлении Рериха занимает и священная Брамапутра (санскр., Сын Брамы) – левый приток Ганга, одна из крупнейших водных артерий Южной Азии. На ее берегах возглашали священные Веды великие Риши древности. Здесь же записывал великий эпос «Махабхарты» Риши Вьяса. Здесь Елена Рерих записала четвертую книгу учения живой этики, получившую название «Агни-йога».

Эта река стала для художника символом небесного потока Великого Знания и Великой Мудрости, питающего своей благодатной и живительной влагой весь мир земного, воплощенного бытия.

П.С. Девиз Рериха «Мир через Культуру» весьма остро звучит в нынешнее, военное время. Хочется надеяться, что картины Николая Константиновича вызовут у дончан миротворческие, светлые настроения, подавят агрессию и мстительность. Потому что в том мире, который так своеобразно изображал художник, нет места вражде.

0

Предлагаемые статьи:

Автор публикации

не в сети 3 месяца

Никита

0
Комментарии: 13Публикации: 60Регистрация: 01-03-2015
Хочешь получать статьи этого блога на почту?
Новые статьи блога
&image=http://economy-of-living.ru/wp-content/uploads/2015/05/Брамапутра.jpg&noparse=true">
Комментариев нет
;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :mrgreen: :lol: :evil: :cry: :cool: :P :-(